"Личность" как понятие неразрывно связана с человеком.
Однако человек может и не быть личностью. Возможно ли это?
Человек - психосоциобиологическое
существо, прямоходящее, имеющее развитый мозг и умелые руки. Иными словами,
«человек» означает родовое качество.
Индивид - отдельный, обособленный
представитель социальной группы. Например, украинец, рабочий, учитель, студент,
фермер, инженер.
Индивидуальность - неповторимость,
уникальность каждого индивида. Обусловлено биологической наследственностью и
особым жизненным опытом.
Личность - это, во-первых, системное
качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и
проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт
социальных отношений. Только что родившийся ребенок - не личность. Он -
индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь
развития. Непременным условием этого развития являются биологические,
генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок
взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств,
которые составляют ее структуру.
В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и
социогенные компоненты.
Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья
или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых
устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не
только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности
индивида.
Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
Объективные социальные потребности личности (физиологические,
потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
Способности к творчеству, знания, навыки;
Степень овладения культурными ценностями общества;
Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что
проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной
деятельности, досуге - словом, в образе жизни.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что
в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое
поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности
вызывает наибольший интерес у социологов.
Основные подходы в
изучении личности
Существует великое множество теорий личности. Среди них можно
выделить два наиболее распространенных подхода: социально-психологический и
функциональный.
Основателем социально-психологического направления в
изучении личности считают З. Фрейда. Фрейд был убежден, что личность постоянно
находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно его теории, биологические
побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация
есть процесс обуздания этих побуждений. Он выделял в психике личности три
уровня - Оно, Я, Сверх-Я.
«Оно» - является источником энергии, направленной на получение
удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность
испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает человека есть, заниматься
сексом, отправлять естественные потребности организма.
«Я»- помогает «Оно» ориентироваться, регулируя выбор подходящего
объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с «Оно». Действует по
принципу реальности. Например, «Оно» ощущает голод, «Я» запрещает ему есть
шариковые ручки, бумагу, тряпки и т. д.
«Сверх-Я» - идеализированный родитель, регулирующий поведение личности
и стремящийся усовершенствовать его в соответствии со стандартами социальной
группы и всего общества.
По Фрейду, становление структуры психики личности происходит
постепенно. Так, новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои
потребности и удовлетворить их. Хочет ли он есть, пить, ощущает ли он
неудобства - все обозначается одинаково - криком. С его развитием под руководством
родителей формируется «Я»- на основе принципа реальности с ограничением «Оно»,
чувства ответственности за поступки и т. д. В период детства родители выступают
в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере
взросления личности, в его психике оформляется уровень «Супер-Я», который
руководит ею всю оставшуюся жизнь.
Концепция З. Фрейда, наряду с идеями М. Вебера, легла в основу
интеракционистской теории личности Чарльза Кули, так называемой теории
«Зеркального Я».
Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества
взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из
3-х элементов:
Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;
Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят
в нас;
Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Пример из жизни: Вы идете по улице, и все встречные прохожие
пристально Вас разглядывают. Ваша ответная реакция - Вы расшифровываете это
внимание как осуждение и насмешку и бежите к первому попавшемуся зеркалу проверить,
что же у Вас не в порядке - одежда, прическа или внешность?
Процесс зеркального отражения собственного «Я» является
субъективным процессом и необязательно соответствует объективной реальности.
Этот процесс также не подразумевает, что наше представление о самих себе
радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком и
новой ситуацией. В таком случае формируется относительно кратковременные
внутренние собственные образы - само-имиджи. Наряду с ними в сознании
существует представление о себе - вневременное ощущение самого себя - «
истинное Я», которое само-имиджи, накапливающиеся со временем, могут только
корректировать.
Мид структурировал личность следующим образом:
«Я-Сам» (по Миду - I) - это реакция личности на воздействия других
людей и общества в целом, иначе говоря, - субъект - наблюдатель. «Я-Меня» (по
Миду - Me) - осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него
людей - родственников, друзей. «Я-Меня» - объект - наблюдаемый. Например, я -
«Я-Сам» воспитан в принципах бережного отношения к деньгам («копейка рубль
бережет»), но окружающие меня люди считают скупость пороком, и я в отношениях с
ними («Я-Меня») стараюсь быть щедрым и великодушным .
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии.
Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение родителей, не
понимая его. Малыш, например, может, намочив тряпицу, возить ею по полу,
подражая матери, моющей полы в комнате. Он как бы примеряет на себя модель ее
поведения. Мать для него - по Миду - «значимый другой». Следующая стадия -
игровая. Дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и
дочки, врача и больного, продавца и покупателя и т.д. Переход от одной роли к
другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой
смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества.
Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я -
меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся
воспринимать впечатления о себе. На третьей стадии дети осознают, что они
принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается
вполне определенных взглядов на то, что является нормальным поведением, а что -
отклонением. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной
личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы впитываем в себя
организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных
личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.
Функциональныйподход
способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения
социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность
социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.