Личность
и общество - социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие
условия каждое исторически конкретное О. представляет для становления и
развития Л. и в какой мере деятельность Л. сказывается на О., как увязываются
интересы О. и л. В основе домарксистских социальных теорий лежит идея о
неустранимости и вечности противоречия между О. и л., взгляд на них как на
некие самостоятельные целостности. Так, в рабовладельческом О. наряду с
теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения л.
политическому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков,
эпикурейцев, в которых власть государства рассматривалась как подавляющая,
враждебная Л. сила. В феодальной формации жесткое закрепление положения, прав и
обязанностей Л,; сословно-кастовой структурой О. находило свое отражение в
безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией
иерархичности! проповедью повиновения богу и т. п.: Возникновение капитализма
уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой, цехом и формирует
т. зр. отделившегося индивидам О. предстает перед ним как совокупность
формально равных частных собственников, к-рым оно должно обеспечить наилучшие
возможности для проявления личных способностей и энергии. В 17 - 18 вв.
усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно к-рым
общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и
может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т. е.
нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху
империализма, показало, что освобождение Л. которое провозглашали его идеологи,
оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями,
отношениями чистогана. Дегуманизация и обезличение человека охватывают здесь не
только сферу труда, но и сферу умственной деятельности, обюрократившуюся сферу
управления и даже сферу досуга и развлечений. Этот процесс находит свое
отражение в буржуазной философии, неспособной вскрыть зависимость конфликта О.
и л. от частнособственнических отношений, превращающей его в некое извечное,
неустранимое метафизическое противоречие. Марксизм, показав, что развитие и
смена формаций есть вместе о тем исторический процесс становления и развития
человеческой личности связал возникновение противоречия между О. и л. с
существованием антагонистических общественных отношений, раскрыл конкретный
характер его проявления и пути его неизбежного преодоления. Ликвидация
антагонистических классов и исторически унаследованных форм разделения труда
создает условия для формирования всесторонне развитых, творчески активных Л.
Уже на стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного
сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, О. все
делает во имя человека и для его блага, а с др.- члены О. сознательно служат
общественным интересам, повышая для этого свой профессиональный и
общекультурный уровень, социальную ответственность, организованность и
дисциплину, т. е. развивая себя как социально богатую личность.