Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и
ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и
продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный
человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который
позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация
рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального
формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и
развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой
обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как
условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим
человеку для естественного социального развития как личности. Как
проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и
социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят
об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей
характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в
соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или
опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат
характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Факторы социализации
А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию
человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество,
государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных
странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей,
выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село,
город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой
коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным
субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство,
группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации,
микросоциум.
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление
играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.
Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав
агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают
родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности
или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по
работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от
того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в
каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Уровни социализации
В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной
социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит
в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов
социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и
дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и
институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные
учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами
происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1).
Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на
рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него
жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом
возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление
каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое
усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со
значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном
случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения
человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого
отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает,
оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным
институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам
и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог
нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными
лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в
результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет,
своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой
усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и
др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью
запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность
традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает,
«как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего
окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в.
Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а
обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того,
эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные
элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии
невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например,
переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при
очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого
названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами
общества и различными организациями, как специально созданными для его
социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно
со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие
структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия
человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее
накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а
также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или
бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что
средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино,
телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции
определенной информации, но и через представление определенных образцов
поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния
определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор
западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку
страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью,
нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с
теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения,
стиль жизни и т. д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной
субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или
определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает
определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или
социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в
той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей
(сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе
взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе
лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии,
идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом
возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного
пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных
организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники,
то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда
общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на
человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или
организация.
Минусы социализации и что с этим делать
Социализация делает ребенка - человеком, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумного винтика, массовую личность, живующую и думающую по шаблону.
В социализации есть две стороны: что внушает (вставляет ребенку) общество и
что делает с этим ребенок.
Если в обществе - культура свободы, творчества и позитива, то такая
социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы
ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная
семья) другие, с установками например «не думай», «будь как все», «не
высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает
ребенка к таким, малотворческим установкам.
С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился
лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в
разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или
жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и
полениться ( в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы
творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.