Маяковский
Владимир Владимирович
(1893-1930) - поэт.
Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное
детство в селе Багдади среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем,
рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал,
любил дальние поездки.
События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии
будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в
революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической
литературой.
После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной
деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В
1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11
месяцев.
Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911
году он поступает в Московское училище живописи. Социальная и художественная
ситуация России 1910-х годов поставила Маяковского перед выбором - старая жизнь
и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. Маяковский выбрал
футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия. "Хочу делать
социалистическое искусство", - так определил поэт цель своей жизни уже в
1910 году.
В ранних стихотворениях Маяковского появляются контуры лирического героя,
который мучительно и напряженно стремится познать самого себя ("Ночь",
"Утро", "А вы могли бы?", "От усталости",
"Кофта фата"). В стихотворениях "Нате!", "Вам!",
"Ничего не понимаю", "Вот как я сделался собакой" реальное
историческое содержание: здесь лирический герой сознательно стремится быть
"чужим" в чуждом ему мире. Для этого Маяковский использует
характерное качество гротеска - сочетание правдоподобности и фантастики.
В 1913 году поэт работает над первым крупным произведением, своеобразным
драматургическим вариантом ранней лирики - трагедией "Владимир
Маяковский". Б. Пастернак писал: "Трагедия называлась "Владимир
Маяковский". Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не
автор, но - предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было
не именем сочинителя, а фамилией содержания".
Вершиной дореволюционного творчества великого поэта становится поэма
"Облако в штанах" (первоначальное название "Тринадцатый
апостол"). В этой поэме Маяковский осознает себя певцом человечества,
угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.
В предреволюционные годы крепнет мастерство Маяковского-сатирика. Он создает
сатирические гимны ("Гимн судье", "Гимн здоровью",
"Гимн обеду", "Гимн взятке", "Гимн критику").
В канун революции поэт пишет пронизанные мотивами мира и гуманизма поэмы
"Война и мир", "Человек". Предчувствие грядущих
революционных потрясений вселяло уверенность в скором осуществлении этих
предсказаний. Маяковский предугадал в "Войне и мире" моральный образ
будущего, он верил, что человек будущего будет свободным. А в поэме
"Человек" автор продолжает эту тему. Человек свободный,
"настоящий" приходит на Землю, но она, "окаянная",
оковывает его, противопоставляя "океану любви" "золотоворот
денег". Герой поэмы страстно сопротивляется законам бытия, и в конце
произведения чувствуется ощущение неизбежного, близкого краха старого мира.
Маяковский восторженно приветствовал Октябрьскую революцию: "Моя
революция", и это определило характер его творчества в послеоктябрьский
период. Он стремился дать "...героическое, эпическое и сатирическое
изображение нашей эпохи". Он пишет стихи, славящие строительство
коммунизма, советского человека, социалистическую Родину.
В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом.
Заграничные стихи Маяковского - важная часть его творческого наследия.
В 1918 году поэт пишет "Мистерию-буфф", в 1921 - "150 000
000", в 1923-1924 гг. - "IV Интернационал". В В. И. Ленине
Маяковский увидел воплощение идеальной модели человека будущего и посвятил ему
поэму "Владимир Ильич Ленин" (1924).
Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах
"Клоп" (1928) и "Баня" (1929), персонажи которых вошли в
галерею лучших сатирических образов советского театра.
В 1925 году поэт отправляется в Америку. Это была его шестая заграничная
поездка. Во многих городах поэт выступал с чтением своих стихов, отвечал на
вопросы слушателей. Широко известны его стихотворения, написанные в 1925-1926
годах: "Товарищу Нетте - пароходу и человеку", "Блэк энд
уайт", "Стихи о советском паспорте", "Рассказ Хренова о
Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", "Бродвей" и другие.
В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции поэт создал поэму
"Хорошо", которая стала одним из крупнейших завоеваний
социалистического реализма.
Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение
"Что такое хорошо и что такое плохо" (1925).
Поэт не успел завершить задуманную поэму о пятилетке "Во весь голос"
(1930). Было написано лишь вступление.
"Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу", - так начинает поэт
свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную,
яркую жизнь. "Жизнь прекрасна и удивительна!" - таков мотив
послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, подмечая в жизни ростки нового,
прекрасного, поэт не устает напоминать, что еще "очень много разных
мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг". Не каждое стихотворение
выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского господствует мысль о
бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам.
Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной
литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между
эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы
созданного историей для того времени, когда он жил и творил.
|