Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей
тысячелетия и сохранившей, несмотря на все,
катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек
Хуанхэ и Янцзы.
Великая
культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии
неоднократно опережала культуру других стран:
именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги,
изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской
культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни
китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до
н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить
дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались
выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые
важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного
искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое
смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи,
разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не
ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение
всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность.
Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте,
самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры,
живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия
Китая.
В общую культуру
Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его
территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков
и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией.
Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом
синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую
цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень»
(так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи
эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее
предшественницы — Цинь восходят европейские названия Китая со времен
античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.
Древнее
общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и
полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и
узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:
II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период
Шан (Инь);
XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);
VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);
V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
III
в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;
III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».
ДИНАСТИЯ
ШАН-ИНЬ
История
Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и
ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.
В середине
2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское
государство под властью династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства,
обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу,
показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были
окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от
наводнений. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением
толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Центральная площадь расположенного
близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя
располагался на главной магистрали.
Многие черты
материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с
неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое
сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения
сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения
присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление
письменности.
Шанское
общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так
называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на
земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые
культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для
разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни
иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное.
Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли
всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.
В период
династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в
частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились
по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с
ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Образцы
древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых
сосудах XI – VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют
определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический,
нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за
тысячелетия предшествующего развития.
Необходимость
счёта времени, и составление календаря явились причиной развития
астрономических знаний. В этот период вводится должность
летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и
календарным вычислением.
С
расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате
экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было
накоплено много сведений и преданий, относительно их географического
месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных
мифов и т. д.
При династии
Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились
гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью
сверления, и бронзовые сосуды.