Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.11.2017
11:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Дофин мудрец

Форма входа

Категории раздела
История философии [17]Софизмы [0]

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Мудрые мысли 
Главная » Статьи » История философии » История философии

Людвиг Фейербах. Жизнь и учение

Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872)- немецкий философ. Родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста. Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук. С 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике. Хотя и в этих лекциях Фейербах продолжает оставаться последователем Гегеля, но в то же время он пытается изложить логику «не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии». Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1.: Государственное издательство ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,- Москва 1955. С. 246 В 1830г. анонимно выходит сочинение Фейербаха « Мысли о смерти и бессмертии». Однако вскоре стало известно, кто является автором этого смелого для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание этой работы шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящем». Там же. С. 247 «Мысли о смерти и бессмертии» завершили карьеру Фейербаха на поприще официальной академической философии. За издание этой работы, содержавшей отрицание идеи бессмертия души, Фейербах был лишен права преподавания и жил на средства от небольшой фарфоровой фабрики, которая принадлежала его жене. Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал своих философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу « История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии « О Лейбнице» (1837г.), « о Пьере Бейле» (1838г.) Историко-философские труды доставили Фейербаху некоторую известность. По предложению журнала правогегельянцев он пишет рецензии на « Историю философии» Гегеля и « Философию права» Шталя. В своем отзыве на последнее сочинение Фейербах резко критикует точку зрения автора, выводившего все правовые учреждения из принципов христианской религии. В серии юмористических философских афоризмов «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах снова возвращается к проблеме смерти и бессмертия. Отрицая индивидуальное бессмертие, философ отстаивает идею морального бессмертия. Человек достигает его тем, что творит непреходящее дело; писатель приобретает бессмертие благодаря влиянию своих сочинений. Убедившись в полной невозможности проявить себя на официальном академическом поприще, Фейербах в 1837г. переселился в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил почти безвыездно 25 лет. Длительное уединение Фейербаха явилось одной из причин его отставания от уровня науки того времени. Природа становится объектом его размышления: он учится читать и понимать ее. Из деревенской глуши Фейербах стремится принять деятельное участие в духовной жизни страны и очень скоро он становится активным сотрудником органа младогегельянцев. В их журнале он печатает ряд своих произведений и через него приобретает большое влияние нас радикальные круги немецкого общества. Цезура всеми средствами препятствовала появлению работ Фейербаха. Запрещены были « О философии и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные тезисы к реформе философии» (1842г.) Последнее произведение было опубликовано за границей. Началом нового материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839г. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. В произведении « К критике философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знаменитая книга Фейербаха « Сущность христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом материалистической философии. После « Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведений: « « Основные положения философии будущего» (1843г.), « Сущность религии» ( 1845г.) и др. В этих сочинениях он дает строгое изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848г., уже не оказывали такого глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. Так, например, вышедшая в 1857г. « теогония» не оставила почти никакого следа. Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фарфоровую фабрику в Брукберге, принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей переселился в Рахенберг, недалеко от Нюрнберга. В это время он усиленно занимался социалистической литературой, изучал « Капитал» К.Маркса и в 1 1870г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии. Умер Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен в Нюренберге. Депутат рейхстага от социал-демократической партии Антон Меммингер возложил на могилу философа лавровый венок от имени социалистов- республиканцев земного шара, от имени Международной ассоциации рабочих, от имени социал-демократической партии Германии, от имени его друзей Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта и произнес надгробную речь. Обращаясь к тысячам рабочих, принимавших участие в похоронах Фейербаха, оратор сказал: « Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга честь понести к могиле своего передового борца и товарища по страданиям. И это вы навсегда сохраните в памяти имя Людвига Фейербаха и передадите его своим детям и внукам…» УЧЕНИЕ Л. ФЕЙЕРБАХА Л.Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал, как проявление природы. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек- совершенная часть природы. Фейербах явился родоначальником антропологического материализма, но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: « Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объектировании человеком своих сил, которым он придал потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма. Историческая заслуга Фейербаха заключается в том, что он возродил на немецкой почве, отстоял и развил передовые традиции материализма XVII -XVIII веков. Фейербах доказывал, что новая философия, пришедшая на смену старой философии, должна носить по существу антропологический характер. Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности, на К.Маркса и Ф.Энгельса.

Категория: История философии | Добавил: Dojdit (20.11.2011)
Просмотров: 1324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Корзина
Ваша корзина пуста

Поиск

Block title
Block content

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz