Карл Маркс
родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире в
семье адвоката, воспитывался в культурной, доброжелательной среде. Он получил
юридическое образование сначала в Боннском, а затем в Берлинском университетах.
Вся его жизнь и жизнь близких ему людей была подчинена научному творчеству и
революционно-практической деятельности.
По окончании
университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но
реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига
Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г.
отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра,
заставила Маркса отказаться от ученой карьеры.
В 1843 г. Маркс
женился на баронессе Женни фон Вестфален. Стал журналистом. В поисках
постоянной работы в 1843 г. переехал в Париж. Там он вошел в круг радикальных
эмигрантов, стал социалистом. В Париже он встретился с отпрыском богатой семьи
фабрикантов-текстильщиков Фридрихом Энгельсом, с которым у него на всю жизнь
сохранились близкая дружба и сотрудничество. Они вдвоем приняли самое горячее
участие в тогдашней кипучей жизни революционных групп Парижа и выработали,
резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и
тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма (марксизма). В
1845 г. по настоянию прусского правительства его выслали из Парижа, и он
переехал в Брюссель. В 1848 г., после начала французской революции, бельгийское
правительство арестовало и выслало его. Маркс вернулся в Париж, где сформировал
новый ЦК Союза Коммунистов. В апреле того же года Маркс и Энгельс отправились в
Кёльн, где Маркс был главным редактором "Новой рейнской газеты". В
мае 1849 года прусское правительство закрыло газету и выслало Маркса. Он
вернулся в Париж, оттуда в августе 1849 г. вынужден был переехать в Лондон.
Условия
эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом
(изд. в 1913 г.), были крайне тяжелы. В лондонский период жизни К. Маркс пишет
в числе многих произведений и "Капитал”, который рассматривал как труд всей своей
жизни. С 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс является сотрудником газеты
«Нью-Йорк дейли трибюн», но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852-1857
гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не
оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря
на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии”, и при
содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее,
в 1859 г. она была опубликована.
Однако в 1862 г.
разрыв с Ф. Лассалем, прекращение с началом гражданской войны в США
сотрудничества в "Нью-Йорк дейли трибюн” вызвали значительные финансовые
затруднения, затянувшиеся до 1869 г., когда друг и соратник Ф. Энгельс решил
эту проблему, обеспечив К. Маркса ежегодной рентой. Именно в этот период, ценою
неимоверных усилий и будучи нездоровым, в 1867 г. он окончательно
отредактировал и в том же году в Гамбурге издал I том "Капитала”.
При жизни К.
Марксу так и не удалось завершить II и III тома "Капитала”. Еще в ноябре 1878 г.
в письме Н. Даниельсону он писал, что к концу 1879 г. подготовит к печати 2ой
том "Капитала”, но 10 апреля 1879 г. сообщал ему же, что этот том опубликует не
ранее, чем изучит развитие и завершение кризиса английской промышленности.
К. Маркса не
стало 14 марта 1883 г. Весь труд по сбору и подготовке к публикации II, который
вышел в свет в 1885 г. и III (издан в 1894 г.) томов "Капитала” взял на себя
Энгельс. По-видимому, в самом деле, довольно трудно установить, какая часть
приходится на долю Энгельса в произведениях Маркса, но, очевидно, она
немаловажная. Но что касается "Капитала”, несомненно, и другое: эти тома -
посмертные. Их содержание было извлечено Энгельсом из рукописей Маркса, далеко
не законченных.
Социология классов и
классовой борьбы
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации
Карл Маркс и Макс Вебер. Социологическая теория марксизма включает в себя
системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу,
принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде
всего, экономическими отношениями.
Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной
социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет
важнейшими средствами производства, - класс капиталистов-угнетателей, или
буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, - угнетенный рабочий
класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие
интересы служат основой расслоения. Во всех известных ему обществах характер
этих отношений был таков, что социальное положение подавляющего большинства
индивидов довольно жестко регламентировалось от момента их рождения и до самой
смерти. Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря
своему социальному положению имели материальные, политические и иные
привилегии, другие, напротив, лишались необходимого для существования и
выживания. В социальной поляризации Маркс видел источник антагонизма классов,
глубинную причину классовой борьбы. Таким образом, по Марксу, люди являются
продуктом общества и, прежде всего объективного положения в процессе
производства. Но, будучи вовлеченными в классовую борьбу, они становятся сами
творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который,
однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно корректировался
сообразно изменению социальных реалий.
В работах начального периода Маркс акцентирует жесткую
социальную дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению
всех людей на две группы - угнетателей и угнетаемых, а классовая борьба
трактуется им не иначе как сердцевина исторического процесса. С этих позиций
социолог характеризует современное ему капиталистическое общество как общество
антагонистическое - буржуазия и пролетариат являются основными силами, которые
вступают в непримиримую борьбу друг с другом. Кроме указанных классов, в
капиталистическом обществе есть еще много промежуточных групп - ремесленники,
торговцы, крестьяне и другие.
Определение
общества
Общество по Марксу это - класс угнетателей и класс угнетаемых и
их общественно-экономические противоречия.
Правящий
класс.
Карл Маркс называл господствующим классом тот класс, у которого
в собственности были средства производства. В своих трудах Маркс, чаще всего,
когда говорил о господствующем классе, подразумевал буржуазию, при этом не
мелких буржуа, а промышленников, крупных банкиров. Мелкие буржуа, инженеры,
учителя, чиновники определялись как класс обывателей, главную опору крупной
буржуазии. Угнетение главным образом состояло в том, что в руках буржуазии
находились орудия труда. Что же вообще включали в себя средства производства по
Марксу. Они включали в себя: капитал, орудия труда, власть, идеологов, полицию,
суды, газеты и журналы.
Немало внимания Маркс уделил средствам идеологической обработки.
"Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями.
Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую
материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная
сила. Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства,
располагает в месте с тем и средствами духовного производства, и в силу этого
мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем
подчинёнными господствующему классу…
Угнетаемый
класс.
Теперь рассмотрим тот класс, на который собирался опереться Карл
Маркс.
Прежде всего, хотелось подчеркнуть то, что это был именно один класс -
пролетариат, то есть рабочие, но ни как ни крестьянство. Маркс в своих работах
ни раз заострял внимание на неспособности крестьян к серьезным революционным
выступлениям, способным привести к смене строя. В этом он был прав. Если мы
рассмотрим класс крестьян середины ХIХ века, то увидим, что критическая
(революционная) ситуация там не могла возникнуть по следующим факторам. После
освобождения от крепостной зависимости и оттока большого количества крестьян в
город, оставшиеся крестьяне, в основном, перешли на аренду. У них появилась
возможность к ведению хозяйствования. Как уже говорилось, этому способствовало
освобождение земель и снижение конкуренции из-за оттока крестьян в города. Рассмотрим
краеугольный камень Карла Маркса - средства производства. Землю крестьяне, при
аренде, получали на очень длительный срок, с условием продления именно с тем
арендатором, который ее обрабатывал, Механизация была минимальна, так как
общество еще в большой мере оставалось аграрным. Поэтому орудия труда
оставались на примитивном уровне, что позволяло иметь их в собственности
крестьян, и они не нуждались в привлечении капитала. Все это указывало на
низкую возможность возникновения революционной обстановки в среде крестьян. Вот
как сам Маркс пишет о крестьянах, как о классе. "…они поступали так же,
как всякий освобождающийся от своих оков класс, и кроме того они освобождались
не как класс, а поодиночке. Далее, они не вышли за рамки сословного строя, а
только образовали новое сословие и в новом положении сохранили свой прежний
способ труда и развили его дальше, освободив его от прежних оков, уже не
соответствующих достигнутой ими ступени развития. "
Класс рабочих получил новые демократические права только номинально. В 50 года
XIX века демократия находилась на стадии становления, и как уже было выше
сказано, правление имело вид формального демократизма. Люди, которым сказали,
что они, что- то получили, а на самом деле этого нет, считали себя обделенными,
такова человеческая психология. Желание иметь все обещанные права, привело к
росту недовольства в среде рабочих. Декларируемая свобода и равенство,
повышение образованности - вот основные пункты, из-за которых всё и началось.
В последующих работах - "Классовая борьба во Франции”
"Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта” - Маркс более обстоятельно анализирует
социальную структуру капиталистического общества, выделяя промышленную,
финансовую, торговую, мелкую буржуазию, крестьянство, пролетариат и
люмпен-пролетариат. При этом он вводит уточняющие критерии класса, отмечая не
только отношение к средствам производства, но и общность деятельности, способов
мышления и образа жизни. Особенно важно для вычленения класса, по мнению
Маркса, - осознание принадлежности к социальному единству, ощущение отличных
интересов от интересов других групп, наличие воли к совместным действиям. Он
подчеркивал, что различие классовых интересов проистекает не из субъективного
мышления индивидов, а из их объективного положения в обществе и, прежде всего в
процессе производства. Люди могут не осознавать своих классовых интересов и,
тем не менее, руководствоваться ими в своих действиях.