Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia -
мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет
назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в
др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве
особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя
всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея
задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе,
человеке.
Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также
раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях
человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения
человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный
путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность,
святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира
осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный,
воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.
Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность,
святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или
совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости и
долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной
поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр,
Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим
осмыслением религии и то, что предлагают более современные мыслители.
Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ,
но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении
фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает
ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии.
Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение
религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы
сознания, раскрыть их основные типы.