Пифагор Самосский (ок. 580 - ок. 500 до н. э.)
древнегреческий математик и философ-идеалист. Родился на острове Самос. Получил
хорошее образование. По преданию Пифагор, чтобы ознакомиться с мудростью
восточных ученых, выехал в Египет и как будто прожил там 22 года. Хорошо
овладев всеми науками египтян, в том числе и математикой, он переехал в
Вавилон, где прожил 12 лет и ознакомился с научными знаниями вавилонских
жрецов. Предания приписывают Пифагору посещение и Индии. Это очень вероятно,
так как Иония и Индия тогда имели торговые связи. Возвратившись на родину (ок.
530 г. до н. э.), Пифагор попытался организовать свою философскую школу. Однако
по неизвестным причинам он вскоре оставляет Самос и селитсЯ в Кротоне
(греческая колония на севере Италии). Здесь Пифагору удалось организовать свою
школу, которая действовала почти тридцать лет. Школа Пифагора, или, как ее еще
называют, пифагорейский союз, была одновременно и философской школой, и
политической партией, и религиозным братством. Статут пифагорейского союза был
очень суровым. Каждый, кто вступал в него, отказывался от личной собственности
в пользу союза, обязывался не проливать крови, не употреблять мясной пищи,
беречь тайну учения своего учителя. Членам школы запрещалось обучать других за
вознаграждение. По своим философским взглядам Пифагор был идеалистом,
защитником интересов рабовладельческой аристократии. Возможно, в этом и
заключалась причина его отъезда из Самоса, так как в Ионии очень большое
влияние имели сторонники демократических взглядов. В общественных вопросах под
"порядком" пифагорейцы понимали господство аристократов.
Древнегреческую демократию они осуждали. Пифагорейская философия была
примитивной попыткой обосновать господство рабовладельческой аристократии. В
конце V в. до н. э. в
Греции и ее колониях прокатилась волна демократического движения. Победила
демократия В Кротоне.
Учение Пифагора следует разбить на две
составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-оккультный
образ жизни, проповедуемый Пифагором. Доподлинно неизвестны заслуги Пифагора в
первой части, так как ему позднее приписывали всё, созданное последователями в
рамках школы пифагореизма. Вторая часть превалирует в учении Пифагора, и именно
она осталась в сознании большинства античных авторов. В сохранившихся работах
Аристотель никогда прямо не обращается непосредственно к Пифагору, но лишь к
«так называемым пифагорейцам». В потерянных работах (известных по выдержкам)
Аристотель рассматривает Пифагора как основателя полурелигиозного культа, который
запрещал есть бобы и имел золотое бедро, но не принадлежал к последовательности
мыслителей, предшественников Аристотеля. Платон относился к Пифагору с
глубочайшим почтением и уважением. Когда пифагореец Филолай впервые опубликовал
3 книги, излагающими основные положения пифагореизма, Платон по совету друзей
немедленно их купил за большие деньги. Деятельность Пифагора как религиозного
новатора VI в. до н. э.
заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой
политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным
образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью
тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По
Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или
животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться
обратно на небеса.