Справедливость, как уже было сказано, носит
исключительно субъективный характер. От уровня понимания какого-то явления или
комплекса явлений и процессов зависит характер оценки происходящего. Поэтому
для одних что-то и будет справедливым, а для других - с точностью наоборот.
Естественно, что основополагающими является моральные ценности оценщика. Угнетение,
насилие, издевательство, неравенство – все это относится к категории
несправедливости. Но переход точки отсчета в надсистему или подсистему дает
иное представление о справедливости. Например, справедливо ли в биологическом
организме подавлять одни микроорганизмы и стимулировать рост других с точки
зрения микробов? (Это был пример перехода в подсистему.) Или, справедливо ли
выдавать нуждающимсягражданам деньги,
необеспеченные прибавочным продуктом? (А это уже пример перехода в надсистему.)
Консолидация моральных ценностей должна происходить
при прочих равных условиях, т.е. уровни рассматриваемых явлений должны быть одинаковы.
В противном случае конфликт «справедливо – несправедливо» никогда не будет
разрешаться, а его разрубаемый «гордиев узел» будет сотрясать свободолюбивые
ценности – свобода будет подвержена механическим изменениям. Только тогда движение
к справедливости сможет идти без ущерба для свободы.
Свобода и справедливость
Людей можно разделить на две категории: на тех, кому
дороже всего свобода слова,
передвижения, творчества, предпринимательства, вероисповедания и т.д. и на тех,
кому дороже всего идея справедливости, заключающаяся в равенстве доходов, в
условиях труда и отдыха, известности, обладании редкими благами и т.п.